Н.Ю. Гвоздецкая "Древнеанглийская поэма "Елена": героико-эпические мотивы, библейские аллюзии, проблема жанра"

19.01.2022 г.(ср) в рамках Международного научного семинара "Научный семинар ИВГИ" состоится доклад д.филол.н., проф., зав. кафедрой английской филологии Института филологии и истории РГГУ; профессор кафедры древних и новых языков Сретенской духовной академии (г. Москва) Н.Ю. Гвоздецкой "Древнеанглийская поэма "Елена": героико-эпические мотивы, библейские аллюзии, проблема жанра". Начало мероприятия в 16 часов. Дополнительный код для входа в виртуальную комнату: 27.

Наука 16+

Мероприятие будет проводиться на платформе Zoom.

В докладе будет обсуждается специфика содержания, композиции и жанровых особенностей древнеанглийской аллитерационной поэмы «Елена», созданной на рубеже 8 – 9 вв. и приписываемой перу Кюневульфа, который запечатлел в ней свое имя руническими знаками. Данная поэма трактуется как памятник на рубеже эпох, вобравший в себя две разные словесные и культурные традиции, одна из которых восходит к устному германскому героическому эпосу, а другая – к христианской латинской книжности. Героико-эпические мотивы битвы и морского путешествия, отзвуки «перебранки» как одного из древнейших жанров устной германской словесности, представленная в композитах и перифразах героико-эпическая образность, хронотоп поэмы – все это сближает ее с лучшими образцами древней англосаксонской и скандинавской поэзии, уходящей корнями в германское прошлое. С другой стороны, будучи создана на основе книжного источника (жития Кириака, епископа Иерусалимского), «Елена» представляет собой нечто вроде поэтической агиографии, посвященной центральному эпизоду в жизни св. Елены, матери императора Константина – обретению Креста Господня. Многочисленные библейские аллюзии, иногда чуть ли не буквально воспроизводящие библейский текст, отражают главные эпизоды Священной истории, нацеленные на доказательство реальности Боговоплощения и распятия Иисуса Христа, и потому временами делают поэму похожей на богословский трактат. Молитвенные обращения к Богу Иуды (будущего епископа Кириака) вносят в поэму элементы гимнографии, а ламентации автора в эпилоге по поводу бренности человеческой жизни и Страшного Суда – элегические и назидательные ноты. Таким образом, в целом поэма предстает не просто как популярное объяснение происхождения сакрального предмета, понятное непросвещенным, но как художественное изложение важнейших аспектов христианской веры, насыщенное разнообразными импликациями.

 

Поделиться:

831 день назад
19 января 2022 16:00–18:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов