Культурология получила развитие в России в 90-х годах в условиях методологического вакуума, вызванного крушением марксистко-ленинской парадигмы. Этот вакуум культурология первоначально пыталась восполнить цивилизационными концепциями, стремящимися объяснить культуру целиком (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский). Позднее культурология переключилась на изучение более узких вопросов прикладного характера. При этом до настоящего времени не утихают споры по поводу оправданности существования культурологии и ее сущности (самостоятельная наука, комплексная область гуманитарного знания интегративная наука или учебная дисциплина). Задача осложняется тем, что культурология отчасти претендует на сегменты предметов «старых» наук, таких как этнология и этнография, социология, филология и литературоведение, киноведение, история искусства. Кроме того, несмотря на американское происхождение термина (Л. Уайт), культурология в ее нынешнем виде предстает российским нововведением. Так, ближайшие аналоги, американская культурная и британская социальная антропология, исторически гораздо ближе к этнологии (этнографии) в российском смысле, чем к филологии или искусствоведению. Существуют также сultural studies, которые суть межпредметные исследования и на звание самостоятельной науки не претендуют.
Каждый год российские вузы выпускают бакалавров и магистров с дипломом «Культурология» (специальности № 51.03.01 и № 51.04.01), что являет собой акт государственной легитимизации культурологов как полноценных специалистов. Данное обстоятельство, однако, не снимает необходимости в конкретизации места культурологии в системе наук. В настоящем докладе предлагается рассмотреть несколько направлений, в которых может быть эффективна культурология. Первое, уже известное методологическое направление: культурология как область поиска, отбора, апробации и внедрения новых методов исследования предметов культуры (литературы, искусства) и выработки масштабных исследовательских моделей (парадигм). Междисциплинарная позиция позволяет культурологии осуществлять методологическую экстраполяцию, перенося эффективные методы из одной предметной области в другую, расширяя поле их применения (как, например, произошло с семиотикой). Вторым направлением может быть культурная антропология в ракурсе человека как творческого субъекта, способного создавать предметы культуры и постигать их, в том числе творчески истолковывать (антропологический подход в исследовании литературы развивал В. Изер). Наконец, исследование отдельных кейсов в рамках аналога cultural studies будет являться той практикой, которая питает теорию.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.