Начиная с фигурных поэм Малларме и «Калиграмм» Аполлинера, французская литература демонстрирует неослабевающий интерес к конструированию двойного — визуально-вербального — семиотического кода. На протяжении ХХ века взаимный интерес двух медиумов друг к другу воплощается в различных формах — от утверждения самостоятельного жанра «книги художника» (livre d’artiste) — до создания рукописных графических и фото-романов в 80-е гг. Однако особенным интересом отмечен период 70-80-х гг., когда французские писатели-новороманисты приступают к производству текстов-коллабораций с художниками, граверами и фотографами, а основным вектором в экспериментальных поисках становится принципиально новый способ создания нарратива, базирующегося на визуальном образе. Экспериментальным измерением в этом контексте отмечено творчество французского писателя-новороманиста Алена Роб-Грийе, которое выходит за рамки собственно текста, ориентируясь на взаимодействие с художественной средой. Знакомство с кругом американских живописцев знаменует начало для его плодотворных поисков в области новых медиальных сред. С конца 1960-х гг. Роб-Грийе становится приглашенным профессором в Штатах и сводит знакомство с американскими абстрактными экспрессионистами и поп-артистами. Одним из самых успешных проектов Роб-Грийе становится книга художника (livre d’artiste) «Подозрительные следы на поверхности» («Les traces suspectes en surface», 1978), созданная в соавторстве с Р. Раушенбергом. Эксперимент был направлен на выработку уникальных отношений между словом и визуальным образом внутри произведения — отношений, далеких от иллюстративности и формирующих свою собственную медиальность внутри артефакта. Другим случаем диалога с американской живописью становится издание двух каталогов к выставке Дж. Джонса («Мишень»,«La cible», 1978) и ретроспективе Д. Поллока («Призрачный паук»,«L’araignée fantôme» 1982), к которым Роб-Грийе написал сопроводительные тексты. В этом проекте также проявилась экспериментальная установка Роб-Грийе на создание особого типа интермедиальности в письме: тексты были «совершенно беспрецедентны, поскольку представляли художественный вымысел, не имеющий ничего общего с интерпретативно-критическими комментариями, обычно предваряющими каталоги выставок» (Б. Стольцфус). Наконец, Роб-Грийе создает успешные проекты-коллаборации на европейском континенте, в частности, с П. Дельво («Возведение храма в руинах в честь богини Ванаде» (“Construction dun temple en ruine à la déesse Vanadé”)), развивая поиски в области отношений визуального и нарративного в письме. Примечательно, что практически все тексты-коллаборации интегрируются Роб-Грийе в его последующие романы — так, тексты, созданные для livres d’artiste с Раушенбергом, Дельво и для ретроспективы Поллока входят в структуру его романов «Топология города-призрака», «Воспоминания о золотом треугольнике» и в автобиографический цикл «Романистки».
В докладе будет предпринята попытка изучить обмен между живописной средой и вербальным текстом в livres d’artiste и последующих романах А. Роб-Грийе с позиций трансмедиальной нарратологии и рассмотреть продуктивные транс- и интермедиальные отношения между нарративной и визуальной средами в его текстах в рамках концепции «порождающего образа» наррации.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.