Российский государственный гуманитарный университет
Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского
Международная научная конференция
«Мода и время:
история — современность — проекции будущего»
19 мая 2021 года
Конференция пройдет в онлайн-формате на платформе Zoom
13.00-14.00. Пленарный доклад
Модератор О.Б.Вайнштейн
Кэролайн Эванс — почетный профессор колледжа Сент-Мартинс Лондонского университета искусств, автор монографий «Женщины и мода» (1989), «Мода на грани: зрелище, современность и смерть» (2003), «Механическая улыбка: модернизм и первые показы мод» (2013)
Мода и время: аспекты темпоральности
В докладе речь пойдет о тройственной концепции времени, представленной в антологии «Время и мода» (Time in Fashion, 2020), которую Кэролайн Эванс выпустила совместно с Алессандрой Ваккари. Первый тип темпоральности, время производства, характеризует сезонную природу индустрии моды, влияние которой испытывают и работники этой отрасли, и потребители. Второй тип темпоральности, нелинейное время, предполагает рассмотрение модного дизайна как непрерывного процесса адаптации, реконструкции и перегруппировки мотивов, в котором определенную роль играют ностальгия и ретро-эстетика. Третий тип темпоральности, ухроническое время, обращается к воображаемому моды, области фантазий и мифотворчества, как к форме альтернативной истории, задающей вопрос: «А что, если бы?.» В рамках доклада время рассматривается как конструкт и как товар, циркулирующий в глобальном европоцентричном контексте.
(доклад пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский)
14.00-14.10. Перерыв
14.10-15.10. Секция «Актуальность минувшего: исторический костюм и мода»
Модератор О.Б.Вайнштейн
Ксения Олеговна Гусарова — к. культурологии, ст.науч.сотр. Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС
Декоративность истории:
время и гендер в европейской моде середины XIX века
Для описания искусства и дизайна середины XIX века нередко используется термин «историзм», характеризующий возникновение особой ретро-эстетики, через посредничество которой определялся дух «современности». Эти тенденции ярко проявлялись в моде данного периода, непрерывно переосмыслявшей элементы исторического костюма. При этом нередко заимствуемые фасоны и декор меняли свою гендерную принадлежность, переходя из мужского костюма раннего Нового времени в женскую моду индустриальной эпохи. В докладе будет рассмотрена роль исторического костюма в «маскулинизации» женской модной одежды середины XIX века и неоднозначное отношение современников к этому феномену.
Екатерина Сергеевна Михайлова-Смольнякова — искусствовед, специалист по истории ранних танцев, координатор проектов на факультете истории Европейского университета в Санкт-Петербурге
Гости из прошлого: современные интерпретации
европейского придворного костюма XV-XVI веков
Модный костюм ограничивает и нормирует движения тела. Требования времени, со своей стороны, влияют на структуру модного образа, направляют и определяют те возможности, которые костюм предоставляет телу одетого человека.
Ренессансный придворный костюм с его дублетами, раффами, фартингейлами, богатой отделкой и тяжелыми тканями заслуженно привлекает внимание ведущих модельеров как источник заимствований и прямых цитат. Костюмеры исторических фильмов решают другую задачу: сохранить узнаваемый образ, экзотическую оригинальность, визуальную ссылку на реалии изображаемой эпохи, но в то же время не лишить актеров возможности свободно двигаться, да и не перегрузить зрителей тяжелой для восприятия исторической "буквальностью".
Принципы, которыми руководствуются художники костюма, сохраняя одни детали образа и отказываясь от прочих, можно рассматривать с разных точек зрения. Мы сосредоточимся на той, которая связывает костюм и движение и проанализируем, как современная мода и киноиндустрия адаптируют те особенности ренессансного костюма, которые в первую очередь влияют на двигательную (перформативную) презентацию модели или актера.
15.10-15.20. Перерыв
15.20-16.50. Секция «Советские и постсоветские темпоральные режимы»
Модератор К.О.Гусарова
Екатерина Анатольевна Кулиничева — сотрудник Лаборатории исследований спорта НИУ ВШЭ, преподаватель магистерской программы «Индустрия моды. Теории и практики» в МВШСЭН
«Лучше чуть-чуть отстать, чем обогнать»:
позднесоветская теория моды и проблема времени
Элизабет Уилсон в книге «Облаченные в мечты» определила моду как «одежду, которая постоянно меняется». Другие теоретики моды также указывают на неразрывную связь моды и времени: первая неотделима от второго, поскольку подразумевает и постоянную смену циклов, и локализацию «модных» вещей или фасонов в конкретном моменте времени. Иными словами, у моды всегда есть временное измерение.
Однако все классические теории моды были построены на наблюдениях за капиталистическими обществами и существующими там практиками моды. Но как быть, если общество решило отвергнуть капитализм и его моду, однако не отказалось от идеи моды вообще и пытается изобрести альтернативу? Именно такой пример мы наблюдаем в СССР в 1960-1980-х гг.
Сложившаяся темпоральность капиталистической моды действительно создавала много проблем для моды советской. Это касалось и идеологических установок (поскольку она противоречила некоторым базовым принципам советской концепции моды и понимания потребностей советского «заказчика» моды), и сугубо практического измерения: мода с очень быстрыми циклами смены, очевидно, не подходила для плановой экономики и медлительной и плохо оснащенной технически советской легкой промышленности. Теоретические построения позднесоветских идеологов и практиков моды дают нам интересные образцы попыток решить эту проблему времени, предложить иную темпоральность для советской моды. В докладе планируется разобрать эти попытки. Кратко их суть можно описать так: время из противника или проблемы для советской моды пытались хотя бы отчасти превратить в союзника как советских дизайнеров и производителей массовой одежды, так и советских потребителей. Неслучайно умение правильно выстраивать свои отношения со временем и модой включали в советское понимание хорошего вкуса как одну из важнейших компетенций массового потребителя.
Татьяна Юрьевна Дашкова — к. филол. н., доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ.
Вспоминая Одесский толчок:
покупательский опыт 90-х и время жизни вещей
Сегодня уже трудно представить, что в 1990-е годы главным пространством потребления для большинства (пост)советских людей были вещевые рынки, а обеспечивавший их «челночный бизнес» составлял третью часть всего российского импорта товаров. В то время как социально-экономические аспекты проблемы уже рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Радаев, В.Дятлов, Н.Капралова, Л.Карасева, C.Humphrey, V.Skvirskaja), антропологическая составляющая процесса все еще изучена недостаточно. Темой моего сообщения, основанного на применении автоэтнографического метода, а также на анализе результатов опроса, фотографиях, ретроспективных видеобзорах, станет консьюмеристскиий опыт 90-х годов. Мне представляется важным не только описать специфику покупки, примерки, выбора одежды на вещевых рынках, но и поразмышлять о практиках потребления вещей, характерных для эпохи преодоления советского товарного дефицита.
Линор Горалик — преподаватель НИУ ВШЭ (ИГИТИ) и МВШСЭН
«5 минут и я готова!»: видеоформат «пятиминутных переделок одежды» и прагматика современного апсайклинга
Видеоподборки пятиминутных «модных лайфхаков» собирают до 3.5 миллионов просмотров каждая, и очень значительную часть лайфхаков (иногда – до 100%) в этих подборках так или иначе можно отнести к переделкам одежды, основательным, при которой изначальная вещь полностью разрушается (например, толстовка разрезается и превращается в жилет и мини-юбку) или поверхностным (низ футболки просто стягивается резинкой для волос и подворачивается, чтобы футболка лучше сидела по фигуре). Разумно предположить, что именно «пятиминутность», то есть чрезвычайная простота и скорость исполнения рекомендуемых инструкций, делает «модные лайфхаки» (и в целом лайфхаки как жанр), с одной стороны, форматом чрезвычайно популярным, а с другой – крайне недоизученным: полученным в результате выполнения этих инструкций вещам однозначно не хватает продуманности, качества исполнения, стилистической цельности и эстетической изысканности. Однако именно эти их свойства, в совокупности рядом других параметров, параметрами, делают «пятиминутные переделки одежды» значимой иллюстрацией современного феномена апсайклинга и, предположительно, помогают, в первую очередь, понять привлекательность самого апсайклингового процесса для тех, кто вовлекается в этот род деятельности. Доклад подробно рассматривает структуру и свойства феномена «пятиминутных переделок одежды» с позиций прагматики современного апсайклинга.
16.50-17.00. Перерыв
17.00-18.30. Секция «Взгляд в будущее: прогнозы, инновации, виртуальная реальность»
Модератор К.О.Гусарова
Ольга Михайловна Аннанурова — преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС и МВШСЭН
Бесконечность моды: время и движение в современных синемаграфиях
С точки зрения проблематики темпоральности, на первый взгляд мода связана со скоростью и сиюминутностью, но не меньшего внимания заслуживают повторы и замедления. Практики моды представлены нам в самых разных типах изображений: графических и фотографических, в кино- и видеоформатах, каждый из которых по-разному передает опыт времени. Отдельный интерес представляют в этом отношении синемаграфии – gif-анимации, сочетающие в себе статичное изображение и приведенные в движение фрагменты. В этой технике создается как профессиональная реклама, так и любительские изображения, составляющие существенную часть визуального объема социальных сетей. В докладе речь пойдет о том, как этот тип изображений может влиять на восприятие моды, предлагая зрителю эффекты медленного повторяющегося движения.
Оксана Валентиновна Секачева — дизайнер одежды и текстиля, искусствовед, независимый исследователь
Предсказать непредсказуемое
Для индустрии моды пандемия коронавируса стала переломным моментом, который неизбежно войдет в историю. Работающий десятилетиями механизм моды, во многом устаревший, дал сбой и даже приостановился. Проблемы, возникшие задолго до появления вируса, стали еще более актуальными. Потребовались новые быстрые решения, фантазия, нестандартные подходы, сумасшедшие идеи. Поменялись приоритеты, а, следовательно, появились неожиданные перспективы и возможность для многих начать все «с чистого листа». Брендам приходится переосмысливать и «изобретать» себя заново, дизайнерам — приспосабливаться к новой реальности. Увеличилось время для творчества, для продумывания идеи и дизайна.
Сложное, но невероятно интересное время. Буйство небывалых перемен происходит в дизайне, в одежде, в среде обитания, в архитектуре, стиле и качестве жизни, в продуктах питания.
В каком направлении двигаться творческим людям? Интересно посмотреть, что же прогнозируют на будущее влиятельные тренд-сеттеры и как повлияли после-ковидные условия жизни на работу ведущих дизайнеров и архитекторов. Очевидно, что подход к дизайну становится более обдуманным и философским. Главенствующим становится забота о человеке и нашей планете в целом.
Ольга Борисовна Вайнштейн — д. филол. н., вед.науч.сотр. Института высших гуманитарных исследований им. Е.М.Мелетинского РГГУ
Мода будущего: виртуальные показы и цифровая одежда
Виртуальные показы мод и цифровые недели моды получили распространение с лета прошлого года. Хотя они изначально были вызваны эпидемией, но, безусловно, останутся и в будущем, поскольку они позволяют дизайнерам сократить расходы и охватить широкую аудиторию и к тому же явно способствуют осознанному потреблению и развитию экологичной моды. Это демократический технологичный способ заявить коллекцию, который предоставляет новые возможности для дизайнера — в первую очередь, разработка и продажа цифровой одежды. В этой области можно отметить Регину Турбину и основанный ей портал по продвижению цифровой одежды Replicant.Fashion или, к примеру, компанию Malivar Валерия Шарипова, создателя виртуального инфлюэнсера Aliona Pole.
Особое место в мире онлайн-шоппинга занимают виртуальные примерочные. Они ориентируют потребителя на более точный подбор одежды по фигуре, используя возможность загрузки своего фото и своих параметров. Таким образом создается цифровой аватар, который и выступает в виде виртуального двойника покупателя. И хотя отсутствие тактильного измерения существенно снижает популярность и эффективность виртуальных примерочных, они удобны как инструмент онлайн шоппинга, особенно в условиях пандемии.
Особенности цифровых показов мод — отсутствие волнующей азартной атмосферы настоящих фэшн-шоу, театрального перформанса, исчезновение тактильного и физического измерения. 3D-технологии создают иллюзию сенсорности, но она действенна только в виртуальном мире, поскольку цифровую одежду покупают в основном для использования в соцсетях. Впечатляющим прорывом в этой области стал показ цифровой одежды дизайнера Hanifa, выполненный без участия моделей. Правда, пока это остается непривычным, и нередко на виртуальных показах мод больше внимания привлекают технологические эффекты, чем сама одежда.
Оргкомитет: О.Б.Вайнштейн (председатель), К.О.Гусарова (секретарь), Е.Е.Жигарина, С.Д.Серебряный
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.